
Из книги Лайонела Корбетта "Священный котёл. Психотерапия как духовная практика", подсмотрено у юзера
Я не всё поняла - не хватает интеллекта и образования, некоторые термины пришлось гуглить. Но кое-что очень отзывается. И даже, кажется, дошло, почему именно разрушились барьеры и сломались все блоки между мной и терапевтом. Так интересно))
В исходном посте цитат много (ниасилила за один раз, возвращалась и вчера, и сегодня, оставив вкладку в браузере открытой), приведу только зацепившие. Их всего несколько, ибо я крайне далека от всего сакрального.
***
Если терапевт пережил страдание, схожее по типу и ин-
тенсивности с тем, что переживает его пациент, то между
ними возникает взаимопонимание, которое действует
лучше всяких слов. Оба видят, что понимают друг друга,
и каким-то таинственным способом это помогает именно
в тех случаях, когда, казалось бы, нет никакого выхода.
Собственное страдание делает человека более восприим-
чивым к страданиям других, и на уровне общего страдания
технические стороны психотерапии куда менее важны, чем
способность «быть рядом». Вместо той или иной техники
терапевту понадобится спокойный разум, восприимчивый,
внимательный и бдительный, не перегруженный теория-
ми. Именно внутри такого разума, свободного от оценок
и чрезмерной нацеленности на результат, возникают новые
прозрения и интуитивные решения. Как будто бы сердце
и все нутро обретают собственное зрение и слух, к кото-
рым нужно прислушиваться.
***
Два человека, находящиеся в кабинете терапевта, чувст-
вуют свою раздельность, но на самом деле они объедине-
ны одним процессом, который в средневековье назывался
единым миром (unus mundus). Наш сознательный уро-
вень очевидной раздельности и бессознательный уровень
единства (уровень Самости) тесно связаны друг с другом
едва заметными нитями. Связь между двумя, казалось бы,
несвязанными вещами лучше всего видна в случаях син-
хронии, когда событие материального мира неожиданно
перекликается с субъективным психологическим состоя-
нием. Отсутствие явных причинно-следственных связей
заменяется смысловой значимостью.
***
Осознание присутствия Самости помогает терапевту
отбросить личные заботы и проблемы, например потреб-
ность быть эффективным или чувствовать себя «целителем».
Это присутствие означает, что в любой, самой сложной си-
туации есть незримый фон, который может предоставить
неожиданную помощь, озарение или вдохновение, когда
кажется, что всеми нашими словами и поступками руко-
водит третья сила. В ситуациях отчаяния, когда мы пыта-
емся сделать все, что в наших силах, итоговый результат
обеспечивает Самость, а не Эго. Если терапевт не имел
опыта сознательных переживаний Самости, он не сможет
довериться ей.
Но если человек уже знает о ее существова-
нии, то он может в известной мере расслабиться, понимая,
что достижение конечного результата – не в его руках, так
как он является частью судьбы и предназначения другого.
Такие утверждения потенциально опасны, потому что мо-
гут потакать недобросовестности, поверхностному взгляду
на страдания как на результаты «кармы» или чего-то неваж-
ного с точки зрения вечности. Но даже если мы не в силах
помочь, всегда важно быть рядом, быть открытым и чисто-
сердечным соучастником и свидетелем.
***
Иногда истинная духовность индивида остается тайной.
Она не формулируется в процессе терапии, но все равно
присутствует на заднем плане. Терапевт зачастую сталки-
вается с особым типом духовности, которая не сконцентри-
рована на образе Бога. Подобная духовность проявляется
в общении, в творчестве, в сновидениях, через тело, через
служение другим людям или отношение к природе. К со-
жалению, многие люди подавляют свою духовность, если
она не совпадает с ее общепринятыми формами.
***
Пациентами
психотерапевта зачастую становятся те, кто обладает пер-
сональным ощущением сакрального, которое не может
быть контейнировано традиционными религиозными ин-
ститутами.
***
Под ду-
ховностью также может пониматься особый вид осознан-
ности, восприятие всей сложности жизни и связей между
различными ее сторонами, а не конкретная система веро-
ваний. В некоторых духовных традициях острое внимание
считается знаком высокого уровня духовного развития.
***
В юнгианской традиции развитие
личности, или индивидуация, считается процессом посте-
пенного воплощения собственного духовного потенциала,
пожалованного нам Самостью. Таким образом, у личнос-
ти есть духовная основа; ее предназначение обусловлено
Самостью, которая воплощается в форме эмпирической
личности с ее неповторимой траекторией. Это означает,
что история жизни индивида может рассматриваться как
священный текст. Для духовно ориентированного психо-
терапевта индивидуальная история каждого пациента
аналогична тем историям, что хранятся представителями
духовных традиций в священных текстах. И эти истории
придают смысл жизни и раскрывают человечеству наме-
рения божественного.